Налогоплательщиками признаются организации и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения служат конкретные земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки:
а) изъятые из оборота. Земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:
ü государственными природными заповедниками и национальными парками;
ü зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
ü зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
ü объектами организаций федеральной службы безопасности;
ü объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
ü объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
ü объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
б) ограниченные в обороте в соответствии с действующим законодательством. Такие земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К ним относятся следующие земельные участки:
ü в пределах особо охраняемых природных территорий, не находящиеся в федеральной собственности;
ü в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
ü занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
ü занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
ü предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
ü в границах закрытых административно-территориальных образований;
ü предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
ü предоставленные для нужд связи;
ü занятые объектами космической инфраструктуры;
ü расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
ü предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
ü загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
• уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений;
• площади земельного участка;
• вида территориальной зоны и вида функционального (разрешенного) использования земельного участка;
• факторов местоположения и окружающей среды.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представляют в налоговый орган сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика. Если земельные участки находятся в общей долевой собственности, то налоговая база определяется для каждого из собственников пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии с НК РФ освобождаются от налогообложения:
– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (в отношении земельных участков. предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций);
– религиозные организации- в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
– организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
– общероссийские общественные организации инвалидов - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
Для ряда категорий налогоплательщиков - физических лиц НК РФ предусматривает налоговые вычеты, которые состоят в том, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
На налоговые вычеты имеют право следующие категории налогоплательщиков:
– Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеров ордена Славы;
– инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства;
– ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
и ряд других.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
В дополнение к льготам, установленным НК РФ, в Рязанском районе:
а) освобождены от налогообложения:
- органы государственной власти Рязанской области, органы местного самоуправления Рязанского муниципального района и муниципальных образований, входящих в его состав;
- бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из областного и муниципальных бюджетов;
- некоммерческие организации, в т.ч. ТСЖ.
б) налоговая база также уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. для следующих категорий налогоплательщиков:
– пенсионеры;
– граждане - члены семей, в составе которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
– сироты – несовершеннолетние, учащиеся и студенты дневной формы обучения;
– родители и супруги военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших вследствие при исполнении иных обязанностей военной службы, либо умерших вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родители и супруги государственных и муниципальных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
– 0,1
% (максимум 0,3%) в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения;
– 0,3 % (максимум 0,3%) в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом или предоставленных для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства,
садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
– 1,5 % (максимум 1,5%) в отношении прочих земельных участков.
Налоговым периодом по ЗН признается календарный год.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как произведение налоговой базы и налоговой ставки:
ЗН = НБ х НС
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Сумма авансового платежа за отчетный период исчисляется по формуле:
НБ х НС
АПкв. = ------------
4
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежащих к уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
ЗНбюд. = ЗН – ∑ АП
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение прав возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то налог за этот месяц платит покупатель, если после – продавец.
В отношении земельного участка (доли), переданного по наследству, налог начисляется с момента открытия наследства.
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, также они самостоятельно исчисляют сумму налога. По окончании отчетный периодов налогоплательщики представляют в налоговый орган расчет по авансовым платежам. Налоговая декларация представляется по окончании календарного года в срок до 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок налог должен быть уплачен.
Налогоплательщики - физические лица самостоятельно не определяют налоговую базу и не исчисляют сумму налога. За них это делает налоговый орган, который вручает налогоплательщику налоговое уведомление. Налогоплательщики - физические лица должны уплатить сумму налога до 15 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом,
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Тема 4.2. Налог на имущество физических лиц.
1. Экономическое содержание налога, законодательная база.
Экономическим обоснование налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав. Налог на имущество физических лиц является прямым, так как он обращен к находящемуся в собственности имуществу. Он относится к местным налогам и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.
Особенностью данного налога является то, что порядок его исчисления и уплаты регулируется не Налоговым кодексом РФ, а Законом РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Отдельные элементы налогообложения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
2. Элементы налогообложения.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения. Таким образом, главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество.
Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Каждый из совместных собственников несет равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
Объектами налогообложения признаются следующие виды недвижимого имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.
Налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость имущества.
Ставки налога устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок.
Действующие в настоящее время в г.Рязани ставки налога установлены решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 года в зависимости от суммарной стоимости имущества и типа использования имущества.
Суммарная инвентаризационная стоимость имущества |
Тип использования строений, |
Ставка |
До 300 тысяч рублей |
Жилые помещения |
0,09% 0,1% 0,1% |
От 300 тыс. до 500 тыс. руб. |
Жилые помещения |
0,12% |
Свыше 500 тыс. руб. |
Жилые помещения |
0,5% 0,9% |
В качестве суммарной стоимости объектов недвижимости принимается их инвентаризационная стоимость, которой признается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Ежегодно до 1 марта в налоговую инспекцию по местонахождения имущества поступают сведения:
– о владельце объекта – от территориального отделения Росреестра в том муниципальном образовании (например, городе, районе), где расположена недвижимость. Если в течение года происходит смена собственника или регистрируется право собственности на вновь построенный объект, данная информация передается в инспекцию в течение 10 дней после регистрации. Таким образом, самому собственнику подавать в налоговый орган сведения о приобретении или продаже объекта не нужно;
– об инвентаризационной стоимости объекта – от бюро технической инвентаризации (БТИ) муниципального образования, где расположена недвижимость.
Данные сведения должны быть актуальны на 1 января года, за который производится расчет налога.
3. Льготы по налогу.
Налоговые льготы устанавливаются как федеральным законодательством, так и органами местного самоуправления.
Законом РФ определены категории граждан, которые:
1 – освобождаются от уплаты налога. В их числе:
– Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
– инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
– участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций;
– лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
– члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
– и др.
2 – не уплачивают налог на строения, помещения и сооружения. В их числе:
– пенсионеры, получающие пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации;
– граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
– родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
– и др.
В дополнение к Закону в городе Рязани от уплаты налога освобождаются члены семей, в составе которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а также студенты дневной формы обучения в возрасте до 24 лет, если доход на каждого члена семьи составляет ниже прожиточного минимума.
Для получения налоговых льгот гражданину необходимо представить в налоговый орган необходимые документы.
4. Порядок расчета и уплаты налога.
Исчисление налога производится налоговым органом как произведение стоимости имущества на 1 января текущего года на соответствующую ставку. При этом:
а) по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением;
б) за имущество, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства;
в) в случае уничтожения имущества взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено или полностью разрушено;
г) при переходе права собственности от одного собственника к другому налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности;
д) при возникновении права на льготу перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет производится не более чем за три года по письменному заявлению владельца.
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения также допускается не более чем за три предыдущих года.
Обязанность территориальных налоговых органов Российской Федерации заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц и направлении уведомлений налогоплательщикам. Налоговые органы должны вручить налоговые уведомления не позднее 1 августа. В большинстве случаев уведомления рассылаются по почте. При этом налоговое уведомление считается полученным через шесть дней после отправки письма почтой.
Что делать, если налоговое уведомление не получено в срок? Многие граждане сталкиваются с тем, что налоговые уведомления поступают к ним с опозданием. В некоторых случаях этот документ попадает в руки налогоплательщика уже после второго срока уплаты налога, т. е. после 15 ноября. Налогоплательщику, попавшему в такую ситуацию, нужно обратить внимание на норму п. 4 ст. 57 НК РФ: в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Например, если уведомление выслано налоговой инспекцией 15 декабря (в соответствии с почтовым штемпелем на конверте, в котором высылался этот документ), то датой получения уведомления считается 21 декабря (плюс шесть дней на доставку). И только если после этой даты налог не уплачен, должны начисляться пени.
В случае неуплаты налогов в установленные сроки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.