Раздел 5. Специальные налоговые режимы.

 

Организации и индивидуальные предприниматели облагаются налогами в рамках либо общего режима налогообложения, либо специального налогового режима. Налогообложение в рамках специального налогового режима означает, что субъекты предпринимательства применяют особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

Цель спе­циальных режимов – упростить порядок исчисления и взимания налогов, главным образом, для  субъектов малого предпринимательства, что, безусловно, способствует реализации государственной политики по совершен­ствованию системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки для предприятий малого и среднего бизнеса.

 

Установление специальных налоговых режимов базируется на следующих основаниях:

 

1. Государственным приоритетом в усло­виях становления рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой мас­сы организаций и индивидуальных предпринимателей. Специальные режимы создают более щадящий налоговый режим, а это в значительной мере упрощает процесс управления бизнесом.

2. Важнейшим принципом налогообложения является принцип экономии. Малые и средние участники рын­ка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчис­лению налогов, налоговому учету и отчетности, не могут содержать достаточный штат квалифицированных специалистов для организа­ции налогообложения по общеустановленной системе. Одновременно и налоговые органы несут чрезмерные расходы по налоговому адми­нистрированию массы мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что сумма собранных налогов не покроет расходов на их взимание. Применение же специальных налоговых режимов обеспечивает значительную экономию накладных расходов для налогоплательщиков и расходов по налоговому администрированию.

3. Любая система налогообложения эффективна, если в ее рам­ках можно наладить действенный налоговый контроль. Имеются отдельные виды деятель­ности, денежный оборот по которым проконтролировать в полной мере сложно. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды дея­тельности, в настоящее время проще "вменить" получение дохода, основываясь на статистической и налоговой информации о доходах, получаемых от такой деятельности в обозримом прошлом. Именно это и обеспечивают специальные налоговые режимы.

 

При установлении специальных налоговых режимов элемен­ты налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ. К настоящему времени Налоговым кодексом РФ установлены четыре вида таких режимов:

глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)";

глава 26.2  "Упрощенная система налогообложения";

глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого нало­га на вмененный доход для отдельных видов деятельности";

– глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

 

 

Тема 5.1. Упрощенная система налогообложения (УСН).

 

1.      Принципы УСН.

 

УСН это специальный налоговый режим, который заменяет ряд налогов одним и предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.).

 

УСН регламентируется главой 26.2 Налогового Кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения". Она вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 января 2003 года и заменила Федеральный  закон № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года.

 

Упрощенная система налогообложения (УСН) была разработана для применения индивидуальными предпринимателями и организациями с целью упрощения расчетов по налоговым выплатам. Таким образом, ее задача - упростить учет для тех, кто ее применяет.

Одним из преимуществ УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. Это значит, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

 

Применение УСН означает, что уплачивается единый налог, который предусматривает освобождение от обязанности по уплате нескольких налогов, взимаемых при общем режиме налогообложения.

Единый налог заменяет:

а – для организаций:

1 - налог на прибыль организаций;

2 - налог на имущество организаций;   

3 – НДС (за исключением "ввозного" НДС).

 

б – для индивидуальных предпринимателей:

1 - НДФЛ - в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за некоторыми исключениями)

2 - налог на имущество физических лиц - в отношении имущества, которое  используется для предпринимательской деятельности.

3 – НДС (за исключением "ввозного" НДС).

 

Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

 

Для "упрощенцев" сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Они по-прежнему в установленных случаях исполняют обязанности налоговых агентов.

 

2.      Налогоплательщики.

 

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

 

НЕ ВПРАВЕ ПРИМЕНЯТЬ упрощенную систему налогообложения:

 

1)  организации, у которых доходы по итогам 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН, превысили 45 млн.руб. В составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы без НДС.

 

У индивидуальных предпринимателей право перехода на УСН не зависит от размера полученных доходов. Для них такого ограничения не установлено.

 

2) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников     

    которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

В среднюю численность работников включается:

-   среднесписочная численность работников;

-   средняя численность внешних совместителей;

- средняя численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. В составе таких работников нужно учитывать также и учащихся, которые проходят в организации производственную практику по договорам гражданско-правового характера между организацией и учебным заведением. Причем не имеет значения, выплачивают заработную плату непосредственно учащимся или деньги перечисляются учреждению.

 

3)  организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые признаются амортизируемым имуществом, определенная по правилам бухгалтерского учета, превышает 100 млн. рублей.

 

Таким образом, работая на "упрощенке", необходимо постоянно следить за величиной доходов, остаточной стоимостью основных средств и НМА и средней численностью работников организации по окончании каждого отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев) и в целом за год. Если показатель превысит установленный предел, право на применение УСН утрачивается. В таком случае нужно будет перейти на общую систему налогообложения с начала того квартала, в котором достигнуто превышение. При переходе на общий режим налогообложения налогоплательщику нужно будет исчислить и уплатить налоги в порядке, установленном для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).

Также не могут применять УСН:

4)   банки;

5)   страховые организации;

6)   бюджетные учреждения;

7)   негосударственные пенсионные фонды;

8)   инвестиционные фонды;

9)   профессиональные участники рынка ценных бумаг;

10) ломбарды;

11) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

12) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

13) иностранные организации;

и некоторые другие организации.

 

3. Порядок перехода на УСН.

 

А. Согласно общему правилу перейти на УСН можно с начала налогового периода, т.е. с 1 января очередного года. Для этого необходимо подать заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (или месту жительства ИП). Сделать это надо в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года.

В заявлении о переходе на УСН налогоплательщику необходимо указать:

размер своих доходов за 9 месяцев текущего года;

– среднюю численность работников за тот же период;

– остаточную стоимость основных средств и НМА по состоянию на 1 октября.

Если срок подачи заявления пропущен, налогоплательщик не сможет применять УСН в следующем году.

Б. Для вновь созданных организаций и зарегистрированных предпринимателей установлены особые правила. Они вправе начать применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе. Для этого нужно в течение пяти рабочих дней с даты регистрации в качестве налогоплательщика подать в налоговую инспекцию заявление о переходе на УСН.

"Упрощенцы" обязаны вести налоговый учет своих доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.

Согласно ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность. Исключение составляет учет основных средств и нематериальных активов.

Однако на практике организации все же не отказываются от ведения бухгалтерского учета, который не только обеспечит информацией о финансовом положении  организации и позволит оценить результаты ее деятельности, но также необходим в силу иных законов. Например, бухучет нужно вести акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью, а также при совмещении УСН и ЕНВД.

 

            В.  В ряде случаев налогоплательщик может перейти на УСН с ЕНВД. Таких случаев три:

 

Условия перехода

Когда осуществляется переход

1. Если налогоплательщик прекратил деятельность, облагаемую ЕНВД, и начал осуществлять новый вид деятельности, который на ЕНВД не переводится

С начала нового календарного года.

2. Если на территории осуществления деятельности ЕНВД упраздняется или меняются условия его применения, в результате чего организация или индивидуальный предприниматель перестают быть плательщиками единого налога.

На основании заявления с начала того месяца, в котором прекратилась обязанность по уплате ЕНВД.

3. Если налогоплательщик перестал соответствовать условиям применения ЕНВД. Например, организация занималась оказанием автотранспортных услуг, но количество ее автомобилей превысило 20 единиц

С начала нового календарного года.

 

4. Объект налогообложения, налоговые ставки.

 

НК РФ  установил два варианта объекта налогообложения, один из которых налогоплательщик выбирает для себя самостоятельно.

Объектом налогообложения являются:

1 - доходы;

2 - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбрать объект налогообложения можно как до перехода на УСН, так и во время ее применения. Во втором случае один объект меняется на другой (с соблюдением установленного порядка).

К выбору объекта налогообложения следует подходить серьезно, ведь в этот момент налогоплательщик фактически осуществляет свое собственное налоговое планирование. И от правильности решения зависит сумма налога. Сравнительный анализ объектов налогообложения.

 

Объект налогообложения - доходы

Объект налогообложения -

- доходы минус расходы

Налоговая база

Сумма доходов

Сумма доходов, уменьшенная на       
величину установленных расходов.

Налоговая ставка

6 %

15% (общая ставка)

Налоговый учет

В Книге учета доходов и расходов  
можно заполнять не все разделы       

В Книге учета доходов и расходов    
нужно заполнять все разделы

 

Применять объект налогообложения "доходы" выгодно в том случае, если расходы невелики. Если же в процессе деятельности ожидаются крупные расходы, то лучше избрать объектом налогообложения доходы минус расходы. Таким образом, чтобы спланировать налоговую нагрузку при уплате "упрощенного" налога, нужно:

а – спрогнозировать виды и примерную сумму расходов на ближайшее время;

б – учесть то, что в субъекте РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован, могут быть установлены пониженные ставки единого налога для отдельных категорий "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы минус расходы". При этом минимальный размер налоговой ставки может составлять 5%.

Так, Законом Рязанской области от 02.12.2009  № 143-ОЗ на 2010 год установлена налоговая ставка в размере 10 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих следующие виды экономической деятельности:

1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

2) рыболовство, рыбоводство;

3) добыча полезных ископаемых;

4) обрабатывающие производства;

5) производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

6) строительство;

7) транспорт и связь;

8) образование;

9) здравоохранение и предоставление социальных услуг;

10) управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда;

11) предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

 

Налогоплательщики вправе применять указанную налоговую ставку при условии, если выручка от реализации продукции (работ, услуг) от данного вида экономической деятельности составляет не менее 70 процентов в общей сумме выручки.

 

5. Порядок учета доходов и расходов для целей налогообложения.

 

Налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают те же доходы, что и плательщики налога на прибыль организаций. Это доходы от реализации и внереализационные доходы. Исключение составляют некоторые доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, но не учитываются применительно к УСН, например, дивиденды и проценты по ценным бумагам.

Уменьшают объект налогообложения исключительно те расходы, которые учитываются плательщиками налога на прибыль. Расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.

 

Признание доходов и расходов для целей налогообложения при УСН производится по кассовому методу. Это значит, что доходы считаются полученными на дату, когда организация  фактически получила деньги (на банковский счет или в кассу) за продукцию, работы или услуги либо когда должник погасил свой долг иным образом (имуществом, работами, услугами). Расходы учитываются на дату их фактической оплаты либо на дату, когда обязательства были прекращены иным способом, например, имуществом, работами, услугами.

 

6.  Налоговая база.

 

Налоговой базой по налогу при УСН признается денежное выражение объекта налогообложения, то есть доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов.

При определении налоговой базы важно помнить три общих правила:

 

1. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, надо учитывать вместе с доходами и расходами, выраженными в рублях. Для этого их нужно пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

 

2. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам. Классическим вариантом получения дохода в натуральной форме является заключение договора мены, когда в обмен на один товар продавец получает другой товар, а не денежные средства.

 

3.                        При определении налоговой базы доходы и расходы считаются нарастающим итогом с начала налогового периода.

 

7. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей.

 

Для налогоплательщиков, применяющих УСН, налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Таким образом, схема уплаты налога выглядит следующим образом:

1) по итогам каждого отчетного периода уплачиваются авансовые платежи;

2) по итогам налогового периода уплачивается сумма налога.

 

7.1. ЕСЛИ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯДОХОДЫ

 

Для расчета авансового платежа необходимо:

 

1. Определить налоговую базу по итогам отчетного периода. Для этого рассчитывается нарастающим итогом сумма фактически полученных доходов с начала года до окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев).

 

2. Определить величину авансового платежа, приходящуюся на налоговую базу по следующей формуле:

АПрасч.о.п. = НБо.п. x НС,

где НБо.п. - налоговая база, исчисляемая нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода, за который производится расчет, руб.;

      НС - ставка налога – 6% .

 

3. Определить авансовый платеж, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, по следующей формуле:

АПо.п. = АПрасч.о.п. – НВо.п. – АПпред.,

где АПрасч. - авансовый платеж, приходящийся на налоговую базу, руб.;

      НВо.п. - налоговый вычет, приходящийся на отчетный период руб.;

      АПпред. - сумма авансовых платежей, исчисленных по итогам предыдущих отчетных периодов текущего года, руб.

 

С 1 января 2010 г. налоговый вычет представляет собой сумму уплаченных в данном периоде:

1 – для организаций:

а) взносов на обязательное социальное страхование (на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на сумму взносов на обязательное медицинское страхование);

б) взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

в) выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств организации.

2 – для предпринимателей - взносы, перечисленные за себя в виде фиксированного платежа, а также за своих работников, если таковые имеются.

 

Налоговый вычет не может составлять более 50% от суммы авансового платежа ( или налога).

 

7.2. ЕСЛИ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ

 

Если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы минус расходы, то при расчете суммы авансового платежа за отчетный период следует:

1. Определить налоговую базу по налогу по следующей формуле:

 

НБо.п. = До.п. – Ро.п.,

где До.п. - сумма фактически полученных доходов, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода, руб.; 

      Ро.п. - сумма произведенных расходов, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода, руб.

 

2. Определить величину авансового платежа, приходящуюся на налоговую базу, исчисленную с начала года до окончания отчетного периода, по следующей формуле:

 

АПрасч.о.п. = НБо.п. x НС,

где НБо.п. - налоговая база, определенная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода, за который производится расчет, руб.;

       С - ставка налога – 15%. Законами субъектов РФ с 2009 г. могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

 

3. Определить авансовый платеж, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, по следующей формуле:

АП = АПрасч.о.п. – АПпред.,

где АПрасч.о.п. - авансовый платеж, который приходится на налоговую базу, руб.;

АПпред. - сумма авансовых платежей, исчисленных по итогам предыдущих отчетных периодов, руб.

 

Налогоплательщики, которые применяют объект "доходы минус расходы", вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период (не за отчетный период!) на сумму убытков, полученных в предыдущих периодах.

По итогам календарного года определяется сумма налога, которую следует доплатить в бюджет, либо выявляется переплата, которая подлежит зачету или возврату.

 

Общая формула исчисления "упрощенного" налога к уплате по итогам налогового периода выглядит так:

Нгод. = Нрасч.– ∑АП,

 

где Нрасч. - налог, исчисленный исходя из налоговой базы, рассчитанной с начала года до конца налогового периода;

АП - авансовые платежи, исчисленные в течение налогового периода. При этом налогоплательщики, которые применяют объект "доходы минус расходы", вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытков, полученных в предыдущих периодах.

 

8. Понятие о минимальном налоге.

 

Для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы минус расходы, существует такое понятие, как минимальный налог.

 

МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ - это обязательный минимальный размер "упрощенного" налога.

 

Организация обязана уплатить его, даже если сумма налога, которая исчислена за налоговый период в общем порядке, меньше величины минимального налога. Минимальный налог надо уплатить и в том случае, если по итогам года организация получила убыток и сумма налога, исчисленного в общем порядке, равна нулю.

Разницу между уплаченным минимальным налогом и суммой налога, исчисленного в общем порядке, организация  может включить в расходы в следующих налоговых периодах. В том числе на эту величину можно увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее.

 

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период - календарный год. Следовательно, рассчитывать и уплачивать минимальный налог по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев вам не нужно. Расчет минимального налога производится по следующей формуле:

 

Нмин. = Дгод. x 1%,

где Дгод.- учтенные для целей налогообложения доходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года до конца налогового периода.

 

9. УСН на основе патента.

 

Индивидуальный предприниматель при соблюдении определенных условий может получить патент на применение УСН.

В этом случае ему не нужно будет исчислять "упрощенный" налог по правилам гл. 26.2 НК РФ и подавать по нему налоговую декларацию, так как приобретая патент, предприниматель оплачивает его стоимость, чем фактически исполняет свою обязанность по уплате налога.

 

Получить патент ИП может, только если:

– в субъекте РФ, на территории которого он ведет свою предпринимательскую деятельность, принят закон о возможности применения патентной "упрощенки";

– если среднесписочная численность наемных работников за период, на который выдан патент, не превышает 5 человек.

 

Применять "упрощенку" на основе патента индивидуальные предприниматели могут добровольно. Кроме того, ИП вправе впоследствии вернуться с патентной "упрощенки" на обычную УСН или на общий режим налогообложения, если сочтет это необходимым. Однако в этом случае есть ограничение по сроку. Добровольно перейти с патентной "упрощенки" на иной режим можно только после истечения периода, на который выдается патент.

 

Чтобы получить патент, ИП должен подать заявление в налоговую инспекцию  по месту жительства (п. 1 ст. 83 НК РФ). Сделать это нужно не позднее чем за один месяц до начала применения УСН. Срок действия патента ИП выбирает самостоятельно. Это может быть:

- месяц;

- 2 месяца;

- и так далее до 12 месяцев включительно.

При этом налоговый период будет считаться равным периоду действия патента. Таким образом, патент может переходить и на следующий календарный год.

 

Стоимость патента за год рассчитывается по формуле:

 

Сп.год. = ПВД x НС,

где ПВД – потенциально возможный к получению годовой доход, установленный законом субъекта РФ для конкретного вида деятельности на соответствующий календарный год;

      НС – налоговая ставка– 6% .

 

С 1 января 2010 г. стоимость патента разрешено уменьшать на сумму взносов на социальное страхование, которую ИП уплатил за свое собственное страхование. При этом стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50%. Кроме того, если ИП ведет деятельность на основе патента в двух субъектах РФ (т.е. имеете два патента), он вправе уменьшить на страховые взносы стоимость только одного из них. А именно патента, который выдан по месту жительства ИП.

 

Если ИП получает патент на срок меньше года, то стоимость годового патента пересчитывается исходя из продолжительности срока действия патента:

 

Сп.= Сп.год. x Т / 12 мес.,

где Сп.год. - годовая стоимость патента;

   Т- срок действия патента (от 1 до 11 месяцев).

 

Патент оплачивается не до перехода на патентную "упрощенку", а после этого события. Оплата производится в два этапа: сначала только 1/3 цены патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления деятельности. А 2/3 стоимости патента нужно оплатить не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который получен патент.

С 1 января 2009 г. предприниматели могут получать патенты на применение УСН по двум и более видам деятельности. Индивидуальные предприниматели, которые осуществляют несколько видов деятельности, могут также совмещать применение патентной УСН с обычной "упрощенкой" и иными режимами налогообложения - ЕНВД, общим режимом налогообложения.

 

 

10. Порядок уплаты налога и представления декларации по УСН.

 

Уплата авансовых платежей производится до 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог организации платят по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Индивидуальные предприниматели платят налог по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок подается налоговая декларация. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Если налогоплательщик - индивидуальный предприниматель применяет УСН на основе патента, то он освобожден от обязанности представлять декларацию.

Декларацию в налоговую инспекцию можно представлять в бумажном или электронном виде. В зависимости от вида декларации (на бумажном носителе или в электронном виде) налогоплательщик имеете право выбрать один из трех способов ее представления:

- лично или через своего представителя;

- по почте;

- по телекоммуникационным каналам связи (в электронном виде).


 

Тема 5.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

 

1. Экономическая сущность системы налогообложения в виде ЕНВД.

 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов. ЕНВД обеспечивает правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот. Данная система налогообложения предусматривает освобождение от уплаты некоторых налогов, а также особый порядок определения элементов налогообложения. Её суть заключается в том, что при исчислении ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода.

Данная система налогообложения установлена гл. 26.3 НК РФ для отдельных видов экономической деятельности. Она вводится в действие на соответствующей территории законами муниципальных районов, городских округов. Таким образом, может получиться, что на территории какой-то области данная система введена только в нескольких муниципальных районах (городских округах), в остальных же она не применяется.

Система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер. Это значит, что налогоплательщики обязаны применять данную систему, если на данной территории по данному виду предпринимательской деятельности установлен этот налоговый режим.

ЕНВД можно применять совместно с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (например, УСН и ЕСХН). При совмещении режимов налогообложения налогоплательщик  обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Это позволит  отнести те или иные показатели к разным видам деятельности. Порядок ведения раздельного учета нужно закрепить в приказе об учетной политике.

 

ЕНВД заменяет следующие налоги:

а) для организаций:

– налог на прибыль;

– НДС (за некоторыми исключениями);

– налог на имущество организаций.

 

б) для индивидуальных предпринимателей:

– НДФЛ;

– НДС (за некоторыми исключениями);

– налог на имущество физических лиц.

 

Все иные налоги налогоплательщики уплачивают в установленном порядке. Так, уплата ЕНВД не освобождает от уплаты:

- земельного налога;

- транспортного налога;

- акцизов;

- государственной пошлины;

- НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и др.

 

Кроме того, плательщики ЕНВД не освобождены от уплаты взносов на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование, а также они являются плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также они обязаны выполнять функции налогового агента, например, уплачивать НДФЛ за своих работников.

 

Организации, уплачивающие ЕНВД, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

 

 

 

 

 

2. Налогоплательщики.

 

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) розничная торговля;

2) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

3) размещения рекламы на транспортных средствах.

4) оказание услуг:

– бытовых;

– ветеринарных;

– по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

– предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

– по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом, если у организации или индивидуального предпринимателя  для оказания таких услуг предназначено не более 20 транспортных средств;

– общественного питания;

– по временному размещению и проживанию (например, турбазы, гостиницы);

– по передаче в аренду торговых мест, расположенных в объектах торговой сети и земельных участков для размещения объектов торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

 

На отдельных территориях ЕНВД может применяться как в отношении всех установленных НК РФ видов деятельности, так и для некоторых из них.

 

Организации (предприниматели) не вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД в случаях, если:

1. Деятельность, подпадающая под ЕНВД, осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или в рамках договора доверительного управления имуществом.

2. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.

3. Налогоплательщики ЕСХН реализуют произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

5. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (за некоторыми исключениями).

6. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента.

7. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части деятельности по оказанию услуг общественного питания, если они оказываются непосредственно данными учреждениями.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по сдаче в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций.

 

Если налогоплательщик осуществляет вид деятельности, который подпадает под ЕНВД, он должен не позднее пяти рабочих дней с начала ведения деятельности встать на учет в налоговой инспекции по месту ведения деятельности. Однако из этого правила есть исключения. Для отдельных видов деятельности постановка на учет осуществляется по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Это касается:

- развозной или разносной розничной торговли;

- деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах;

- деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

 

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую ЕНВД деятельность одновременно на нескольких территориях, то постановка на учет осуществляется в налоговом органе, на территории которого расположено место ведения "вмененной" деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет. В случае если налогоплательщик не встал на налоговый учет, он может быть оштрафован.

Если налогоплательщик прекратил вести деятельность, облагаемую ЕНВД, он должен в течение пяти дней подать в налоговый орган заявление о снятии с учета.

 

3. Объект налогообложения по ЕНВД, налоговая база.

 

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика – это потенциально возможный доход налогоплательщика, который рассчитываемый с учетом условий, непосредственно влияющих на получение дохода. Налоговая база для исчисления ЕНВД исчисляется по формуле:

НБ = БД х К1 x К2 x (ФП1 + ФП2 + ФП3),

 

где БД - базовая доходность;

К1 - коэффициент-дефлятор;

К2 - корректирующий коэффициент;

ФП1, ФП2, ФП3 - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала.

 

БАЗОВАЯ ДОХОДНОСТЬ - это условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Ее величина для каждого вида деятельности указана в таблице, приведенной в НК РФ.

Базовую доходность, установленную НК РФ, нужно корректировать (уменьшать или увеличивать) на коэффициенты К1 и К2 .Они позволяют учесть влияние различных внешних условий (факторов) на размер получаемого дохода.

 

К1 – это КОЭФФИЦИЕНТ-ДЕФЛЯТОР, который учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России. К1 устанавливается на календарный год. Его размер определяется Министерством экономического развития и торговли РФ и подлежит опубликованию не позднее 20 ноября в "Российской газете". На 2011 года коэффициент К1 установлен в размере 1,372 (для 2009 года К1 = 1,148; для 2010 года К1 = 1,295).

К2это КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ БАЗОВОЙ ДОХОДНОСТИ, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, например:

- ассортимент товаров (работ, услуг);

- сезонность;

- режим работы;

- величину доходов;

- особенности места ведения предпринимательской деятельности;

- площадь информационного поля электронных табло;

- площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;

- площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения;

- количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы;

и иные особенности.

К2 устанавливается представительными органами местной власти в пределах от 0,005 до 1 включительно. Значения К2 определяются на календарный год и в течение календарного года не может изменяться (например, в мае, июне и т.д.). Однако из этого правила есть исключение – законодательные акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они прямо предусматривают это. Соответственно, если актом установлено более выгодное для налогоплательщиков значение К2 и предусмотрено его распространение на отношения, возникшие ранее, новый коэффициент действует с даты, указанной в этом акте. И наоборот, если новое значение коэффициента К2 ухудшает положение налогоплательщиков, оно должно применяться в общем порядке, т.е. с начала следующего календарного года.

 

ФИЗИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ характеризует определенный вид предпринимательской деятельности. Им может быть:

- количество работников (в том числе индивидуальный предприниматель);

- количество торговых мест;

- количество посадочных мест;

- общая площадь для временного размещения и проживания в кв.метрах;

- площадь торгового зала в кв.метрах;

- количество транспортных средств и др.

Если в течение налогового периода у налогоплательщика изменилась величина физического показателя, то учесть это изменение при расчете ЕНВД нужно с начала того месяца, в котором оно произошло.

4. Налоговый период, ставка и сумма налога.

 

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. Это означает, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала.

 

Ставка ЕНВД составляет 15% от величины вмененного дохода.

 

Сумма ЕНВД исчисляется по итогам налогового периода по формуле:

 

ЕНВД = НБ x НС,

где НБ - налоговая база;

      НС - ставка налога.

 

Сумма исчисленного налога может быть уменьшена на величину налоговых вычетов, но не более чем на 50%.  Налоговый вычет включает следующие суммы:

1) сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных за этот же период с выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД.

2) сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;

3) сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет собственных средств организации, а не за счет ФСС.

 

5. Отчетность по ЕНВД и сроки уплаты.

 

Все налогоплательщики подают декларацию в налоговые органы по итогам налогового периода (квартала) не позднее 20-го числа первого месяца квартала. Уплата ЕНВД производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала.

 

Налоговый период

Срок подачи декларации

I квартал (январь, февраль, март)  

До 20 апреля                       

II квартал (апрель, май, июнь)     

До 20 июля                         

III квартал (июль, август, сентябрь)

До 20 октября                       

IV квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)                           

До 20 января следующего года       

 

Если соответствующая дата приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то последним днем представления декларации является ближайший следующий за этим днем рабочий день.

 

Ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление декларации в установленный срок:

 

Основание привлечения 
к ответственности

Налоговая санкция

Представление декларации

с опозданием не более чем
на 180 рабочих дней      

Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей  
уплате (доплате) на основе этой декларации, за
каждый полный или неполный месяц со дня,     
установленного для ее представления. При этом
штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 
30% суммы налога

 - / / -  более чем на
180 рабочих дней         

Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей 
уплате на основе этой декларации,            
+  10% указанной суммы налога за каждый полный  
или неполный месяц начиная со 181-го дня                              

 


 

Тема 5.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

 

1. Сущность данной системы налогообложения.

 

В процессе реформирования экономики в РФ пытались создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства. В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, правила налогообложения которым были установлены в главе 26.1 НК РФ, принятой в 2001 году. 
  Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения ЕСХН ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана. 
 Поэтому в 2003 году была принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. Она введена в действие с 01 января 2004 года и кроме прочего расширила круг налогоплательщиков. Перейти на уплату ЕСХН стало возможным для сельхозпредприятий, относящиеся к индустриальному типу - птицефабрик, тепличных комбинатов, зверосовхозов, животноводческих комплексов, которые до 2004 года не могли быть плательщиками этого налога

 

ЕСХН является специальным налоговым режимом и как спецрежим повторяет концепцию главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения. Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Возможность применения ЕСХН не зависит от того, введен ли он законом субъекта РФ (как это было до 1 января 2004 года). Нормы главы 26.1 действуют непосредственно на всей территории России. Перейти на уплату этого налога каждый налогоплательщик может добровольно. Однако он не вправе отказаться от ее применения до окончания налогового периода.

 

ЕСХН заменяет три налога. Организации не платят налог на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, взимаемого на таможне при импорте товаров) и налог на имущество организаций. Предприниматели освобождены от налога на доходы физических лиц (в отношении предпринимательских доходов), НДС (за исключением налога, уплачиваемого на таможне) и налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в коммерческой деятельности).

 

Иные налоги и сборы уплачиваются плательщиками ЕСХН в общеустановленном порядке.

Плательщики ЕСХН уплачивают страховые взносы на социальное страхование и на страхование от нестрастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, они выполняют роль налоговых агентов.

 

2. Плательщики ЕСХН.

 

Плательщиками ЕСХН являются  сельскохозяйственные товаропроизводители, которыми признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 

К категории сельскохозяйственным товаропроизводителем Налоговый кодекс относит организации и предпринимателей, которые производят сельхозпродукцию и (или) выращивают рыбу, осуществляют ее первичную и промышленную переработку, реализуют эту продукцию и у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельхозпродукции, произведенной из собственного сырья (в том числе прошедшего первичную переработку), составляет 70 и более процентов.

Указанная доля определяется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение спецрежима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

 

Не вправе применять данную систему налогообложения:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности;

3. Переход на уплату ЕСХН.

 

Переход на уплату ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в заявительном порядке. В период с 20 октября по 20 декабря налогоплательщики подают в налоговый орган по месту их нахождения заявление о переходе на уплату ЕСХН с нового года. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявления в пятидневный срок с даты их постановки на учет в налоговом органе. Налоговый орган в течение одного месяца со дня поступления заявления в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо невозможности применения ЕСХН.

Если в налоговом периоде налогоплательщиками ЕСХН не нарушены условия применения данного режима налогообложения, то за ними сохраняется право на применение ЕСХН в следующем налоговом периоде. Налогоплательщики не обязаны каждый последующий год подавать заявление для подтверждения прав применения данных режимов налогообложения.

Налоговый кодекс предусматривает, что возврат налогоплательщика к общему режиму налогообложения может быть осуществлен как добровольно, так и принудительно. Добровольно вернуться на общий режим налогообложения возможно с начала календарного года. Об этом налогоплательщик обязан уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, в котором предполагают осуществить такой переход. Принудительный переход на общий режим налогообложения может произойти, если налогоплательщик утратил право на применение спецрежима или изначально такого права не имел. Налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН, если не соблюдаются условия применения этого спецрежима.

Повторный переход на ЕСХН возможен не ранее чем через год после того, как налогоплательщик утратил право на применение спецрежима.

По окончании налогового периода налогоплательщики вправе добровольно отказаться от применения ЕСХН и перейти на иной режим налогообложения, уведомив об этом в письменном виде налоговый орган не позднее 15 января.

 

4. Налоговый период, налоговая ставка, налоговая база.

 

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом –  полугодие. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

 

Для определения налоговой базы налогоплательщики ЕСХН обязаны вести налоговый учет. У организаций он ведется на основании данных бухгалтерского учета. У индивидуальных предпринимателей – в Книге доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.

Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение полученных налогоплательщиками доходов, уменьшенных на величину понесенных ими расходов.

 

НБ = Д – Р

 

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по официальному курсу Банка России  на дату их получения или на дату оплаты. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

 

При определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы аналогично тому, как они учитываются при расчете налога на прибыль, то есть в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ.

 

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиками. Перечень расходов является закрытым.

В их числе:

– материальные расходы (на приобретение посадочных материалов (семян, рассады, саженцев и других), удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и т.д.);

– расходы на оплату труда;

– расходы, связанные с оплатой сумм процентов за пользование заемными денежными средствами (кредитами, займами);

- расходы на уплату налогов и сборов;

- расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;

– расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

– расходы на информационно-консультативные услуги;

– расходы на повышение квалификации кадров;

– расходы в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм;

– расходов в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.

 

и другие расходы.

 

Доходы и расходы признаются по кассовому методу, то есть  датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу или погашения задолженности иным способом, а расходы признаются в момент их фактической оплаты.

 

Плательщики ЕСХН имеют право уменьшить исчисленную за налоговый период налоговую базу на сумму убытков, полученных ими по итогам предыдущих налоговых периодов применения ЕСХН – но не более чем на 30%. Оставшаяся часть убытков может быть перенесена на следующие налоговые периоды. Перенос убытков разрешается не более чем на 10 лет. Убытки переносятся в той последовательности, в которой они возникли.

Убытки, полученные в период применения иных режимов налогообложения, не учитываются налогоплательщиками при применении ЕСХН, и наоборот.

 

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа, который засчитывается  в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата единого сельскохозяйственного авансового платежа и налога и представление налоговых деклараций производится по местонахождению организации и по месту жительства индивидуального предпринимателя. Организации уплачивают налог за полугодие – до 25 июля; за год – до 31 марта следующего года. Индивидуальные предприниматели, соответственно, до 25 июля и до 30 апреля. Налоговые декларации представляются налогоплательщиками только по окончании налогового периода.

 

Тема 5.4. Соглашение о разделе продукции.

 

Соглашение о разделе продукции (СРП) – специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной нефтяной компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.

Полномочия государственной стороны основываются или на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с нефтью –  в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с нефтью на всей территории страны без определенных обязательств.

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

 

При выполнении соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов.

 

Hosted by uCoz